Психологическая компетентность
– комплекс знаний по психологии, необходимый для профессиональной педагогической деятельности и умение пользоваться этими знаниями в практической деятельности.
Осознание своего внутреннего потенциала
это знание и понимание сильных и слабых сторон своей личности, гуманная вера в себя и в детей, реальная оценка своих качеств, возможностей и поступков. От осознания своего внутреннего потенциала зависит возможность раскрытия творческих способностей в педагогической деятельности.
Для интенсификации развития детей необходимо иное качественно новое содержание образования, использование инновационных педагогических технологий, формирование лидерства, умения общаться, способствующее в будущем социальной реализации творческой личности.
Основа современных педагогических технологий – теория и практика «деятельностного подхода». Между обучением и психическим развитием всегда стоит деятельность человека. Но не всякая деятельность способствует развитию способностей. Развитие способностей происходит только в том случае, если деятельность связана с положительными эмоциями и является выбором ребенка.
Деятельность ребенка – это не совокупность образовательных технологий или методических приемов, которыми мы наполняем жизнь ребенка – это философия образования, это методологический базис, это рождение осознанной личности
.
В «деятельностном подходе» при взаимодействии с детьми нет повелительного наклонения (сделай, посмотри, возьми).
В «деятельностном подходе» педагог управляет деятельностью, а не детьми.
В «деятельностном подходе» педагог продумывает, возрождает в себе чувства, которые порождают мотивы детей к взаимодействию, к деятельности, а не является кукловодом, указывающим, что делать детям.
В «деятельностном подходе» ребенок – субъект деятельности, активный и познающий.
Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра, а творческие способности развиваются только в любимой и значимой для ребенка деятельности [12]. Только на основе внутренней мотивации в ведущей деятельности возможно успешное развитие способностей детей. Высокая умственная активность, потребность в умственной работе, к познанию позволит ребенку, а не педагогу поставить цель познавательной деятельности. Таким образом, правильное использование ведущего вида деятельности, понимание взрослым деятельности ребенка является вторым фактором, поддерживающим и развивающим ребенка в образовательной среде.
Следующим фактором, оказывающим психологическую поддержку ребенка в развивающей образовательной среде, мы считаем использование принципа личностно-ориентированного подхода. Личностно-ориентированный подход означает использование собственных личностных качеств воспитателя, как главного инструмента деятельности в общении с коллегами и детьми и является условием саморазвития ребенка в среде, которая поддерживает индивидуализированное развитие.
Социально-культурное развитие ребенка идет через его соприкосновение со средой и самостоятельное освоение этой среды.
Взрослый не транслятор и даже не носитель этой среды, он ее элемент и взаимодействуя с ребенком, он может осваивать среду наравне с ним, сопровождая и увлекая.
Планируя гибкие и интересные занятия, тщательно наблюдая за деятельностью детей в течение дня, воспитатель изменяет и адаптирует материалы и сами задания, чтобы они соответствовали разнообразным интересам и потребностям ребенка. Индивидуализированное обучение, индивидуализированная деятельность дает возможность детям расти и развиваться со своей собственной скоростью. [9]
Похожие публикации:
Виды внутриличностных конфликтов
Подобно тому, как существуют многочисленные основания классификации конфликтов вообще, имеются различные основания и для выделения видов внутриличностных конфликтов.
Три типа внутриличностных (психологических) конфликтов
1. «Конфликт по ...
Взаимоотношения с окружающими в юношеском возрасте
Вместе с осознанием своей уникальности, неповторимости, непохожести на других приходит чувство одиночества. Юношеское "Я" еще неопределено, расплывчато, оно нередко переживается как смутное беспокойство или ощущение внутренней п ...
Психологические воззрения Ибн Рушда
Ибн Рушд (Ибн Рошд Абу-ль-Валид Мухаммед Ибн Ахмед), или Аверроэс (1126-1198) известный арабский мыслитель, приверженец опытного, точного знания, последний из крупных оригинальных представителей арабского перипатеизма, критик Аристотеля и ...
Навигация