Психолого–педагогическая поддержка ребенка в образовательной среде дошкольного учреждения как условие здоровья ребенка

Статьи по психологии » Психолого–педагогическая поддержка ребенка в образовательной среде дошкольного учреждения как условие здоровья ребенка

Страница 2

Цель развивающей образовательной среды

– педагогическая актуализация личностного развития ребенка, обеспечение физического, психического и социального здоровья.

Вопрос об улучшении психологической поддержки в развивающей образовательной среде в дошкольном образовательном пространстве требует в настоящий момент незамедлительного решения.

Воспитатель – главное действующее лицо в обновлении педагогического процесса, именно ему предъявляются новые требования. В условиях обновления на первый план выступают задачи развития личностного и профессионального самосознания и овладение навыками партнерского общения воспитателя с детьми. Однако реализация этой задачи на практике вызывает большие трудности: это связано с сильным влиянием складывающихся годами стереотипов авторитарной педагогики, ориентация на некоего «усредненного» дошкольника.[10].

Весь опыт психологии в 20 веке свидетельствует о том, что личность развивается в определенных обстоятельствах и при определенных условиях. Сильное влияние на ее развитие оказывают установки педагога. Исследования показывают, что педагогическая позиция большого числа воспитателей белорусских детских садов может быть определена как «надпозиция» («я, взрослый, знаю лучше, что надо тебе, ребенок»), и отношения к собственным мнениям, знаниям, представлениям, установкам, как к эталонным, являются главенствующим во взаимодействии с ребенком. И эта позиция продолжает доминировать в сознании педагогов в дошкольном образовании.

В профессиональном сознании воспитателей дошкольных учреждений выделяется мощный слой декларируемых норм и ценностей, которые не всегда выступают в качестве основания для реальных действий при взаимодействии с миром, но предъявляются педагогами в контексте обсуждения тех или иных проблем, связанных с развитием детей. Этот слой фактически представляет собой внешний, верхний уровень структуры их профессионального сознания, часто очень сильно отличающийся от следующего, реально действующего уровня норм. Столь сильный разрыв между декларируемыми и реально действующими нормами и установками влечет за собой множество конфликтов в профессиональном сознании педагогов, а также является причиной особого свойства педагогического сознания очень многих воспитателей как «капсулированность», «свернутость». Это такое свойство педагогического сознания, которое сопротивляется возможности изменения профессиональных норм и установок. [11]. Важность проблем личностного и профессионального развития воспитателя значимо актуализирует не только вопросы информационного прироста знаний, овладения инновационными технологиями, но вопросы развития мотивационных, аффективных и поведенческих структур личности. Таким образом, одним из основных факторов, оказывающих психологическую поддержку и обуславливающих процесс развития личности ребенка в развивающей образовательной среде, является сформированный «Образ Я» воспитателя.

Воспитателю для успешной профессиональной деятельности необходимо иметь психологическую подготовку, в которой можно выделить три основных компонента: формирование психологической культуры, психологическую компетентность в педагогической деятельности, и осознание своего внутреннего потенциала, сильные и слабые стороны своей личности.

Психологическая культура

это забота человека о своем психическом здоровье и включает познание самого себя и других людей, культуру поведения, культуру общения, культуру взаимодействия. «Это азбука самопознания и самоутверждения, культура духовной жизни личности» (В.А.Сухомлинский).

Страницы: 1 2 3 4 5

Похожие публикации:

Гештальт психология
Гештальт психология - (нем. gestalt — целостная форма или структура) начала развиваться в Германии в начале XX столетия. Гештальт-терапия, основные идеи и методы которого разработал Ф.Перлз [34], основывается на способности психики к само ...

Курт Левин и его основные работы
Свои теоретические взгляды Левин изложил в книгах «Динамическая теория личности» (1935) и «Принципы топологической психологии» (1936).[1] Эти книги вышли в Соединенных Штатах, где у Левина сложилась новая исследовательская программа, отра ...

Различные подходы к пониманию феномена толерантности
В разных языках в зависимости от исторического опыта народов общее содержание понятия толерантности имеет различные смысловые оттенки: - в английском языке толерантность — «готовность и способность без протеста воспринимать личность или ...