Психолого–педагогическая поддержка ребенка в образовательной среде дошкольного учреждения как условие здоровья ребенка

Статьи по психологии » Психолого–педагогическая поддержка ребенка в образовательной среде дошкольного учреждения как условие здоровья ребенка

Страница 4

Условиями стимуляции саморазвития в развивающей образовательной среде являются:

· оптимальное сочетание фронтальных, групповых, индивидуальных форм работы,

· создание соответствующего психологического климата на занятиях, дома, доброжелательного отношения к познанию, положительным эмоциям, при соблюдении принципа «право на ошибку»,

· правильно регулируемый уровень требований, предъявляемых к ребенку, который должен превосходить наличный уровень способностей, но не выходить из «зоны ближайшего развития»,

· использование диалога как важного условия реализации «субъект – субъектных отношений между воспитателем и ребенком,

· сравнение новых успехов ребенка с его прошлыми успехами, а не с успехами других детей, учет результатов индивидуальной творческой деятельности,

· создание у ребенка высокой самооценки, «вкуса успеха», уверенности в своих силах.

В развивающей образовательной среде, используя личностно-ориентированный подход, знания строятся, но не даются и не передаются. В развивающей среде создается добрая атмосфера для размышлений. Дети играют, воспринимают, думают, размышляют, делают открытия. Воспитатель перевоплощает неудачу, ошибку в попытку к успеху. Ошибка – не трагедия, ошибка – это попытка к познанию. Нельзя подниматься по лестнице познания без попыток. В развивающей среде есть возможность не только выполнять задания, но и ощущать радость творчества, радость от возможности свободно играть, говорить, исполнять свои желания. Знания взрослого не душат, не парализуют инициативу детей, потому что в развивающей среде они равные в своих потенциальных возможностях, и эта равность необходима ребенку не только для того, чтобы найти, обогатить свои знания, опыт, а главное для того, чтобы строить себя, свою личность. Основные принципы работы воспитателя в развивающей образовательной среде:

· принятие ребенка таким, какой он есть,

· понимание желаний и возможностей ребенка,

· признание личности ребенка, право его выбора,

· максимальное раскрепощение ребенка, снятие давления на его мнение, представление ему свободы, без которой невозможно полноценное психическое развитие и развитие творчества ребенка.

Развивающая образовательная среда позволяет познавать окружающий мир и развиваться самостоятельно, без давления. Когда процесс познания самостоятелен и свободен, дети ощущают радость от процесса поиска, они преодолевают преграды, они настойчивы и терпеливы, они самоутверждаются, самосовершенствуются, делают новые открытия личного «Я», создают «Я – концепцию».

Формирование Я-концепции ребенка.

Желания

Действия

Успех действия

Радость достижений

Самоуважение

Я-концепция

Страницы: 1 2 3 4 5

Похожие публикации:

Эволюция школ и направлений
Анализ путей развития основных психологических школ выявляет общую для них тенденцию. Они изменялись в направлении обогащения своей категориальной основы теоретическими ориентациями других школ. Он надеялся, основываясь на теории оперант ...

Сущность самосознания, уровни его развития и условия формирования
Совокупность психических процессов, посредством которых индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности, называется самосознанием, а представления индивида о самом себе складываются в мысленный «образ Я». Самосознание не изначальна ...

Правила этикета
Правила этикета, облаченные в конкретные формы поведения, указывают на единство двух его сторон: морально-этической и эстетической. Первая сторона — это выражение нравственной нормы: предупредительной заботы, уважения, защиты и т.д. Втора ...